А что почитать? / Интервью с участниками рынка / Интервью с профессиональным трейдером Александром Зиновьевым

Интервью с профессиональным трейдером Александром Зиновьевым

Александр — неоднократный участник конкурса РТС «Лучший частный инвестор».

— Здравствуйте, Александр! Скажите, сколько лет Вы занимаетесь торговлей на российском фондовом рынке? И как давно это стало для Вас основной деятельностью?

Торговать я начал в начале 2005 года, т.е. торговлей занимаюсь уже 4-ый год. Пару раз делал перерывы, но не более чем на пару месяцев, а основным видом деятельности торговля на фондовом рынке стала для меня примерно с 2007 года.

— На каких площадках, по каким стратегиям торгуете?

Я — активный спекулянт. В день обычно делаю около 50-100 сделок с оборотом около 50 млн.р. Начинал торговать на ММВБ, но это длилось не долго. С начала 2006 года торгую только на площадке ФОРТС биржи РТС.

— Вы участвовали в конкурсах трейдеров? Каких успехов Вам удалось в них добиваться?

Как и многих других начинающих спекулянтов, в начале моей карьеры в 2005 году меня преследовали неудачи, и я потерял около 30% своего первоначального счета. После этого я решил остановиться, обдумать свои ошибки и выработать более эффективную стратегию. Поскольку обкатывать ее сразу на уже изрядно похудевшем счете не хотелось, я начал играть в регулярных конкурсах инвестиционной компании «Финам», в которых соревнуются все желающие, торгуя виртуальными деньгами на бирже ММВБ. В конце лета 2005 года мне удалось в одном из таких конкурсов занять 2-ое место в номинации «Лучший спекулянт». В дальнейшем я также дважды принимал участие в конкурсах РТС «Лучший частный инвестор» в 2006 и 2007 годах. Оба раза заканчивал конкурс в плюсе, но стать призером мои шансы были не велики, так как каждый раз начинал конкурс с довольно большим по меркам этого конкурса счетом.

(Участнику с большой стартовой суммой тем сложнее показать такую же, либо большую доходность в процентном выражении как у участника с меньшей стартовой суммой, чем больше разница их стартовых сумм — здесь и далее прим. Б.ру)

— Уверен, за все это время у Вас скопился значительный опыт. Хочу поговорить с Вами о брокерах фондового рынка, о нюансах обслуживания, положительных и отрицательных моментах. Сколько и каких брокеров Вы сменили за 4 года?

Начал торговать, как и большинство, через «БКС». Затем были «Церих Кэпитал Менеджмент», «Элтра» и «Открытие». На данный момент торгую через «Церих».

— Немало. Про причины смены брокеров спрошу чуть позже, а сначала хочу попросить сформулировать ваши основные требования к брокеру.

Поскольку я торгую внутри дня и торгую достаточно активно, то мое самое первое требование к брокеру — это высокое качество связи, высокая скорость обновления данных и высокая скорость выставления/снятия заявок. К сожалению, даже в наш век информационных цифровых технологий не у всех брокеров все в порядке с этим вопросом. Я понимаю, что для трейдеров, торгующих по среднесрочным и долгосрочным стратегиям, этот вопрос не так критичен, но основной доход обычно брокерам приносят именно спекулянты, поэтому, думаю, вопрос качества связи им стоит решать в первую очередь.

— Хорошо, что на втором месте?

На втором, пожалуй, наличие удобных тарифов и возможность индивидуального подхода. Еще год-полтора назад у большинства брокеров на ФОРТСе не было тарифов, ориентированных именно на спекулянтов. Сейчас ситуация гораздо лучше, хотя у некоторых брокеров до сих пор для торговли на этой площадке есть только один, как правило неудобный спекулянтам, тариф. Также я считаю безусловным плюсом, когда есть возможность договориться с брокером о некоторой корректировке тарифа именно под меня.

— Еще какие-то требования?

Про четкую и слаженную работу, своевременное исполнение поручений упоминать не буду — это все само собой разумеется. Пожалуй, отмечу еще, что сейчас в связи с крайне нестабильной ситуацией на мировых финансовых рынках на одно из первых мест при оценке брокера выходит качество риск-менеджмента компании. Все мы хорошо знаем, какие серьезные проблемы были у одного из крупнейших российских брокеров «КИТ Финанс» из-за ошибок его риск-менеджеров, что привело, в частности, к блокированию любых операций для его клиентов в течение нескольких дней. А если бы не нашлось желающих приобрести контрольный пакет этой инвестиционной компании, то убытки КИТ Финанса пришлось бы покрывать самой бирже, а его клиенты потеряли бы свои деньги! Для нас простых спекулянтов, торгующих через самые разные брокерские компании, такого рода проблемы в этом году выражались в том, что при сильных движениях рынка и увеличении биржей гарантийного обеспечения под фьючерсные контракты на счете брокерской фирмы образовывался минус и биржа блокировала для данного брокера и всех его клиентов. Например, все операции на покупку, что приводило как к упущенной прибыли из-за невозможности открывать лонги (длинные позиции) по выгодным ценам, так и к прямым убыткам из-за невозможности закрыть шорты (короткие позиции).

А вообще нюансов много и далеко не все можно выяснить заранее. Например, когда я торговал через «Открытие», возникла следующая ситуация: мне потребовалось вывести часть денег с брокерского счета. В этом случае брокер обычно удерживает часть налога (НДФЛ, возникает при получении трейдером прибыли от торговли), пропорциональную выводимой сумме, а там с меня сняли сразу почти весь налог, накопившийся к этому времени, а именно половину выводимой мною суммы. Представьте себе мое возмущение, когда я увидел в брокерском отчете, что вместо 20 тысяч рублей, которые я указал в поручении на вывод денежных средств, мне отправили только 10 тысяч, остальное забрав на налоги! Считаю это неадекватным. У других брокеров я мог бы на эти деньги еще до конца января следующего года торговать (Если трейдер не выводит деньги в течение года, брокер, являясь налоговым агентом, снимает налог за прошедший год в конце января следующего года). Так что всего сразу не учтешь.

— Расскажите немного о том, как Вы выбирали брокеров. Только лишь из соответствия вышеупомянутым требованиям или еще как-то, может быть читали отзывы в блогах и форумах? По каким причинам решали менять брокера?

В 2005 году я выбрал «БрокерКредитСервис» по очень простой причине — я прошел курсы обучения преподавателя Вадима Зверькова в Санкт-Петербурге, которые он проводил в питерском офисе БКС. Почти все слушатели этих курсов открыли тогда счета в БКС. Принял решение о смене из-за того, что начал торговать на ФОРТСе, а качество связи с этой площадкой на тот момент у них было крайне низкое. Практически на любом сильном колебании рынка зависал стакан (окно с котировками в программе торговли) и заявки выставлялись на биржу со значительными задержками. Справедливости ради отмечу, что не так давно БКС начали хвалить за улучшение качества технического обслуживания, но я не могу этого ни подтвердить, ни опровергнуть.

— Как выбирали следующего брокера?

Второго брокера выбирал изучая условия, тарифы, выясняя нюансы. В первую очередь меня волновало отсутствие тормозов на ФОРТСе. В итоге выбор пал на «Церих Кэпитал Менеджмент». Я и сейчас работаю через этого брокера и считаю его одним из лучших на российском фондовом рынке, но и с ним мои отношения не всегда складывались гладко. Проработав несколько месяцев на относительно высоком стандартном тарифе, я пришел к выводу что отдаю брокеру весьма значительную часть своего выигрыша, и в разгар обвала 2006 года я перешел на несколько месяцев из Цериха в питерскую брокерскую компанию «Элтра».

— И как вам «Элтра»?

В целом положительно. В Элтре можно было без проблем заводить и снимать деньги наличными, эпизодически бывали задержки при выставлении заявок, но в целом все было в порядке.

— Почему Вы вновь вернулись из Элтры в Церих?

В Церихе, в отличие от многих его конкурентов, всегда был более индивидуальный подход к клиенту. Можно даже сказать, что эта компания борется за клиента. Когда я ушел от них, менеджеры не забыли обо мне через пять минут, как это в основном и бывает, а задумались над тем, чем могли бы вернуть клиента. В результате мне на выбор были предложены тариф, аналогичный тарифу Элтры, или фиксированный тариф, что особенно выгодно активным спекулянтам. (На тот момент фиксированный тариф на ФОРТСе не предоставляла ни одна брокерская фирма. Сейчас среди крупных брокеров такой тариф предлагают Церих и Ай-Ти Инвест). В результате осенью 2006 года я вернулся в Церих и спокойно проработал через них еще почти год, пока не начались серьезные технические проблемы или, как говорят в среде трейдеров, тормоза у этого брокера на ФОРТСе. Почитав форумы и пообщавшись с другими трейдерами, я выяснил, что в основном довольны своим брокером клиенты Брокерского Дома «Открытие». Более того, в Открытии был самый выгодный для меня тариф! Я принял решение уйти в «Открытие».

— Что в целом можете сказать об «Открытии»?

По началу меня почти все устраивало. Заявки, действительно, выставлялись почти мгновенно. Правда в отличие от Цериха и БКС не было никакого дополнительного информационного обслуживания в торговом терминале, но для моего стиля торговли это не так критично. Далее с началом конкурса РТС «Лучший частный инвестор» 2007 года постепенно начала заметно ухудшаться ситуация со связью и скоростью выставления заявок. Возможно, из-за повсеместного внедрения роботов, генерирующих в ходе торгов огромное количество заявок на покупку и продажу, возможно, просто из-за большого притока новых клиентов. Торговать через Открытие становилось с каждым днем все хуже и хуже. Хотя проблемы с тормозами на ФОРТСе тогда были у очень многих брокеров и такие проблемы у разных брокеров повторялись и позднее. Добила же меня история с выводом денег, половину которых Открытие забрало на налоги. После того как их менеджеры отказались вернуть мне деньги и рассчитать налог пропорционально выводимой сумме, как делают почти все остальные брокеры, я принял решение покинуть эту компанию.

— И вернулись в Церих. Почему?

Меня заверили что проблема низкой скорости устранена, что мощность серверов увеличена и более того — есть даже значительный запас мощности. Кроме того мне вновь пошли на встречу предложив индивидуальный тариф, аналогичный тому что был в Открытии. Я вернулся в Церих и увидел что информация соответствует действительности: появилось несколько новых точек доступа, роботы и люди перестали мешать друг другу. На данный момент я продолжаю торговать через Церих и в целом меня все устраивает.

— Отслеживаете ли Вы предложения других брокеров, изменения их тарифов и т.д.?

Не могу сказать что пристально отслеживаю, но время от времени поглядываю на сайты других брокеров, а о чем-то узнаю с форумов.

— Для этой цели позвольте пригласить вас на наш сайт www.brokera.ru, на нем всегда представлена актуальная информация по основным брокерам.

Спасибо за приглашение, зайду, посмотрю.

— Кстати, одна из последних наших задач: запустить RSS-ленту в которой будут публиковаться изменения услуг брокеров, их тарифов, предложений и нюансов обслуживания. Вы бы подписались на такую ленту?

Почему бы и нет, пожалуй подписался бы.

— Большое спасибо Вам, Александр, что уделили нам время и внимание. Желаем Вам удачи в Вашем деле!